Вспоминая офицерские будни


Вспоминая офицерские будни

Вспоминая офицерские будни
Балабановский военный гарнизон дал старт карьере многих нынешних чиновников. Только в местном «белом доме» их сейчас трое: глава города Сергей Судаков, полковник в отставке, капитан запаса – глава администрации Вячеслав Парфёнов, и ещё один настоящий полковник – заместитель главы администрации Михаил Иванов.

Накануне празднования юбилея военного городка Сергей Алексеевич поделился воспоминаниями о военной службе. В городке он служил с 1982 года, прибыв сюда молодым лейтенантом. Был начальником расчёта, начальником отделения, в течение 8 лет – командиром группы. Многократно отмечался на разных уровнях, награждён медалью «За боевые заслуги» за освоение новой техники. В 1995 году, после окончания академии, Сергей Судаков перевёлся на Запасной центральный командный пункт, где служил до 2008 года.

С.А. Судаков:
— Учебный центр академии имени Дзержинского, а впоследствии – имени Петра Великого после переименования многие в шутку называли «Центр имени Петра Дзержинского». Здесь проходили обучение и курсанты, и действующие офицеры, и слушатели Академии Генштаба. Всё командование Ракетных войск, включая командиров полков и дивизий, проходило практические занятия на базе нашего Учебного центра.

История прожекторного полка, положившего начало образованию Балабаново-1 – богатая, фронтовая, боевая. Он прошёл полями сражений Великой Отечественной войны, часть его подразделений принимала участие в войне в Корее.
Когда за ненадобностью зенитные прожекторные полки расформировали, и им пришли на смену Ракетные войска, они были окружены высочайшей секретностью. День их образования тогда праздновался не 17 декабря, как сейчас, а 19 ноября, совместно с Днём артиллерии.

И только в 1990-е годы официально начали отмечать День РВСН. О реальной дате образования Ракетных войск тогда никто не говорил. Только цифры на некоторых казармах и ДОСах – 1949 год – свидетельствуют о том, что уже в конце 40-х годов прошлого века здесь строился городок для подразделений РВСН.

Много было курьёзных случаев, которые вспоминаются до сих пор. Во времена моей службы в гарнизон прибывали выпускники средних военных училищ, которые могли дослужиться только до звания майора – чтобы строить карьеру дальше, необходимо было получить высшее образование. Служили у нас два друга. Не буду называть фамилии, кто служил с нами, тот знает и помнит, но оба были выпускниками Благовещенского училища.

Будучи капитанами, они поступили в академию. Учились они там четыре года и жили в общежитии на Садово-Спасской в одной комнате.

И вечерком, пожарив картошку или яичницу, бывало, без пива ужин не шёл. Вопрос – кто пойдёт? Один предложил «бросить на пальцах». Мол, если выпадает чёт, начинаем считать с тебя, а если нечет, то с меня.

В результате все четыре года за пивом ходил один и тот же. Закончили они академию, получили дипломы, и один другого спрашивает: ну вот мы четыре года учили теорию относительности, а как так получилось, что за пивом всё это время бегал я? И получает ответ: не поверишь, вот такая она, теория относительности!

Был у нас один майор, который играл в КВН ещё на заре создания Масляковым этой программы. По молодости он был, что называется, «залётный», после определённых событий отец, разозлившись, даже отправил его к бабушке на Украину, где он около года работал в шахте.

Из-за этого над ним часто подсмеивались. Когда закончил академию, он сказал: теперь я могу со 100-процентной уверенностью заявить, что высшее образование в Советском Союзе доступно всем!

Есть у меня и один очень памятный сувенир. Где-то с 1989-го по 1992 год на базе учебного центра проводились показные занятия с иностранными делегациями.

Первая из них была американская, потом были французы, представители других стран, сейчас всех уже и не вспомню, я принимал участие в пяти ли шести таких занятиях. У меня есть памятная медаль «Презент от генерала Колина Пауэлла» — он сделал такой подарок двоим, кто показывал на тренажёре учебные пуски. Впоследствии он стал госсекретарём США.

У нас его в шутку называли «Коля Павлов». Но суть не в этом. Эта медаль давала право, находясь на территории Соединённых Штатов Америки, попасть к нему на приём напрямую, без записи. Безусловно, я этим правом не воспользовался – был невыездным, но она до сих пор у меня хранится.

Подготовка к таким визитам была серьёзная, на протяжении нескольких месяцев. Однажды в полевой палатке, чтобы удивить американцев, подвесили под потолком хрустальную люстру. Всё прошло идеально, но председатель объединённого комитета начальников штабов сказал нашему начальнику Генштаба:
Америка богатая страна, но мы себе в палатках такие люстры вешать не позволяем. В следующий приезд иностранной делегации вместо хрустальной люстры в палатке висел обычный войсковой плафон.

Подбор офицеров на службу в Учебном центре из академии был очень серьёзный. Из каждого выпуска 2-3 человека были с красным дипломом. Сергей Лёвушкин, выпускник Харьковского училища – равного ему специалиста-энергетика найти сложно.
Вспоминаю Владимира Резникова, командира группы, которая внесла рациональное предложение, тянувшее на изобретение. Те, кто с ним учился, рассказывали, что при защите диплома он написал проект, по уровню достойный кандидатской диссертации.

Его руководители, чтобы способствовать его направлению к месту службы, туда, где его образованность и талант могли найти лучшее применение, пригласили на защиту председателя государственной аттестационной комиссии – генерала, фронтовика. Володя закончил доклад, ответил на вопросы. Председатель спрашивает: товарищ курсант, скажите в двух словах, какова цель Вашей работы?
А он и ответил: товарищ генерал, если я буду рассказывать как положено, Вы всё равно ничего не поймёте. А на уровне «пионерской зорьки» – мне не интересно. И поехал Володя Резников служить в Читу… Сейчас таких офицеров, наверное, уже нет – которые могли, невзирая на чины и свою дальнейшую судьбу, встать и рубануть правду-матку. Это были неординарные, талантливые, «штучные» люди.

Конечно, в преддверии праздника хотелось бы пожелать всем нам, жителям городка, чтобы он становился всё лучше и краше. С передачей жилфонда и земли в муниципалитет в Балабаново-1 началась новая жизнь. Но «золотым веком» городка условно можно назвать 1970-е – начало 1980-х гг., когда и снабжение было, и территория была ухоженной, и дома строились.
Было много далеко идущих планов – застроить вторую часть городка на поле ближе к Ермолину, со школой, детскими садами, но всё рухнуло с развалом Советского Союза.

Празднование 70-летия Балабаново-1 — хороший повод обратиться к истории, вспомнить людей, которые здесь служили и жили, сказать спасибо ветеранам РВСН. Их вклад в поддержание мира, безопасности нашей страны очень велик.

Даже в 90-е годы, когда вся страна и армия переживали не самые лучшие времена, наши потенциальные противники – американцы – признавали, что Ракетные войска стратегического назначения всегда сохраняли полную боевую готовность.

1
2 Скачать документ



← Назад к списку новостей